//Эмоциональный интеллект — искусство владеть собой

Эмоциональный интеллект — искусство владеть собой

В работе с людьми на первый план выходит человечность. От того, насколько удается выстроить правильную систему коммуникаций, зависит успешность не только профессиональная, но и личная. Одно из золотых правил сферы услуг гласит – любите людей. А, как известно, на это способен лишь тот, кто сумел полюбить себя. А что значит любить? В первую очередь, это умение понимать и принимать. Именно как навык понимания и эмпатии к себе и окружающим раскрывается понятие эмоционального интеллекта (EQ) в одном из многочисленных своих определений.

Знаний и интеллекта в наши дни уже недостаточно. Сегодня более востребованы, так называемые soft skills – навыки, напрямую не связанные с профессией, но помогающие коммуницировать. Почетное место среди них отводиться как раз EQ в контексте умения распознавать и контролировать эмоции. Ведь, в действительности, движимы эмоциями даже самые, казалось бы, рациональные области. К примеру, экономика при всей своей «расчетливости» очень подвержена эмоциям поскольку за каждым решением в итоге стоят конкретные люди со своими эмоциями.

Одно из распространенных заблуждений заключается в том, что мы привыкли называть эмоциями исключительно сильные проявления чувств вроде гнева, страха или воодушевления. На самом деле все наши чувства и есть эмоции, просто в силу их малой либо низкой, если хотите, частоты, мы не даем им определения. EQ представляет собой именно систему всех чувств и эмоций, в том числе и более низкого порядка. Умение распознавать свои эмоции позволяет их и контролировать. А умение распознавать эмоции окружающих позволяет выбирать адекватную реакцию и, опять-таки, через контроль своих эмоций влиять на ситуацию, направляя общение в нужное русло.

Руководителю важно учиться управлять своими эмоциями. Без этого невозможно эффективно управлять делом. Лидерство как раз и базируется на умении системно строить отношения и управлять ими. Хороший менеджер знает, что положительные эмоции также «заразны», а потому уделяет внимание поискам источников радости и интереса. Повышение вовлеченности сотрудников способствует созданию здоровой атмосферы, в которой развивается здоровый бизнес. Именно поэтому ведущие компании внедряют в программы собеседований оценку EQ.

Утверждение о том, что EQ важнее IQ, подтверждают многочисленные исследования. Больше прибыли сегодня не у самых умных. Она у самых гибких. Потому-то повышение EQ, помогая в рационализировании решений, имеет следствием повышение доходности. Высокий уровень EQ однозначно благоприятно сказывается на пополнении не только банковского, но и социального счета. Согласитесь, всегда приятно иметь дело, например, с приветливым и чутким мастером-парикмахером. И напротив, весьма затруднительно обращаться к угрюмому гению. Кстати, именно признанием роли EQ объясняют развитие карьерных возможностей современных женщин. К тому же, нам ведь с рождения присущ неотъемлемый атрибут EQ — интуиция.

Важный акцент – для настоящего успеха критично именно гармоничное сочетание разума и чувств. Поскольку само по себе умение логически мыслить, равно как умение управлять эмоциями, по отдельности друг от друга ровным счетом ничего не гарантируют. Причем независимо от вида деятельности. Безусловно, развитые навыки общения приносят очевидную выгоду тем, чья работа связана с непосредственным их использованием – сфера услуг, прямые продажи. Но, как ни парадоксально, уровень EQ влияет и на капитализацию, как социальную, так и финансовую, даже для «закрытых» профессий.

Ошибочно полагать, что люди с высоким EQ чуткие и ранимые. Развиваясь в этом направлении, они отнюдь не становятся более сострадательными или мягкими. Эмоциональная компетентность наоборот способствует, скажем так, укреплению духа. В результате усиливается стойкость в противостоянии неблагоприятным ситуациям. Поскольку навык отделения эмоций позволяет объективнее анализировать факты и адекватнее оценивать ситуацию.

Способность к объективным оценкам — ключевая для руководителя. И тут высокий уровень EQ позволяет выстраивать продуктивные отношения, при которых у руководителя всегда есть столь жизненно-необходимая в любом деле обратная связь. Такой менеджер сможет сделать правильные выводы даже из критических замечаний, вместо того, чтобы «надуться» и при случае «отомстить обидчику». Эмпатические навыки облегчают своевременное выявление конфликтных ситуаций и их предупреждение.

Все это в итоге помогает освоить, скажем так, конструктивное манипулирование. Главное отличие от манипуляций в негативном значении – это намерения. В основе конструктивного манипулирования лежит принцип «win-win». Развитие EQ, по сути, это регулярная «прокачка» навыка «слушать и слышать». А уж о ценности такового и его благотворном влиянии и на бизнес, и на жизнь в целом говорить, думаю, излишне.

2017-09-26T17:29:05+00:00